Даниил Страхов: «Я прощался с костюмом и гримом Курчатова, как с человеком»
Жанна Старицына
На платформах Wink, PREMIER и KION вышел сериал "Берлинская жара" — драма о зарождении атомного проекта в СССР. Роль Игоря Курчатова исполнил Даниил Страхов. В интервью РИА Новости актер рассказал о знаменитой бороде ученого, его любви к Дон Кихоту и тенденциях в современной киноиндустрии.
Кадр из сериала «Берлинская жара» © Фото предоставлено пресс-службой Wink— Игорь Курчатов, с одной стороны, легенда, а с другой — говорили, что в жизни он был большим шутником. Каким вы старались его показать?— Каких-то откровенно смешных вещей в сценарии не было, да и жанр другой. Но задача сыграть человека, а не «памятник с бородой» была для меня самой главной. Спасибо Андрею Шарову за отличные костюмы, спасибо гримерам и постижерам за прекрасно сделанный постиж (к постижу относят парики, косы, бороды, усы и другое. — Прим. ред.) и, конечно, огромное спасибо моим партнерам. Перед всеми стояла непростая задача: сыграть людей, скажем так, сверходаренных, соперников и друзей одновременно. Каждый из команды Курчатова был выдающимся ученым. И будущее это доказало. Курчатов не только первый среди равных, но и гениальный организатор. Трудно себе представить, как можно было собрать в одну команду в кратчайшие сроки столь разных людей — ученых с непомерными амбициями и заставить всех работать на общее дело. Как сыграть движение мысли? Как сыграть невозможность решения поставленных перед этими людьми задач? Лаборатория номер два действительно начиналась на нескольких стульях буквально с нуля. Мы, актеры, были заперты в одном помещении и, по сути, этюдным способом, с помощью режиссера, искали то правильное звучание сцен, которое могло бы легко и «не душно» рассказать зрителю эту историю.
Кадр из сериала «Берлинская жара» © Фото предоставлено пресс-службой Wink
Эпизод из сериала "Берлинская жара"
© Фото предоставлено пресс-службой Wink
Сериал "Берлинская жара"
© Фото предоставлено пресс-службой Wink
Кадр из нового сериала "Берлинская жара"
© Фото предоставлено пресс-службой Wink1. Кадр из сериала «Берлинская жара» © Фото предоставлено пресс-службой Wink 2.
Эпизод из сериала "Берлинская жара"
© Фото предоставлено пресс-службой Wink 3.
Сериал "Берлинская жара"
© Фото предоставлено пресс-службой Wink 4.
Кадр из нового сериала "Берлинская жара"
© Фото предоставлено пресс-службой WinkА что до шуток, то характер у Курчатова был ого-го, это точно. В частности, в его доме есть несколько фигурок Мефистофеля. В разных вариантах. Этот герой или антигерой был, можно сказать, одним из тотемов ученого. Чувства юмора Курчатову не занимать, согласитесь. И становится понятно, откуда взялась его знаменитая борода. Кстати, кличка у Курчатова была Борода. А если копнуть чуть глубже, то можно представить, какую ответственность нес этот человек за созданное им и его коллегами. И как он проживал это понимание, этот груз. Мефистофель — не единственный тотем Курчатова. Он очень любил Дон Кихота. Этот образ при внешнем сходстве с Мефистофелем совершенно иной по сути и, можно сказать, уравновешивает его.
Даниил Страхов в сериале «Берлинская жара»© Фото предоставлено пресс-службой Wink— Кстати, о бороде — сложно приспособиться к такому гриму?— Мы с гримером Олей Егоровой тратили на грим два часа в начале смены и час после обеда. Итого три часа плюс «разгрим». Борода дольше шести часов не держалась, и нужно было все начинать сначала. В какой-то момент постиж перестал отклеиваться и буквально стал врастать в кожу. Закончилось тем, что при переезде с одного места съемок на другое, уже почти в самом финале, мне действительно стало не по себе от ощущения, что борода стала частью меня. Я совершенно был не готов к этому, хотя именно к тому и стремился. Когда съемки закончились, я прощался с костюмом и гримом, как с живым человеком. Это редкая штука. И, раз уж речь зашла о гриме, который в данном случае — при создании образа Курчатова — архиважен, не могу не сказать огромное спасибо Виктории Харламовой. Она стригла меня ко многим картинам и участвовала в создании образа Курчатова наравне со всеми. Вика — большой друг.
Эпизод из сериала "Берлинская жара"
© Фото предоставлено пресс-службой Wink
Кадр из нового сериала "Берлинская жара"
© Фото предоставлено пресс-службой Wink
Сериала "Берлинская жара"
© Фото предоставлено пресс-службой Wink1.
Эпизод из сериала "Берлинская жара"
© Фото предоставлено пресс-службой Wink 2.
Кадр из нового сериала "Берлинская жара"
© Фото предоставлено пресс-службой Wink 3.
Сериала "Берлинская жара"
© Фото предоставлено пресс-службой Wink— Вы сами хорошо разбираетесь в точных науках?— С физикой в школе было не очень. А математику я знал хорошо, больше нужного по программе. Но чтобы сыграть ученого, вы же понимаете, не нужно идти учиться в мехмат. Понять суть предмета, осознанно произносить технические реплики — это, безусловно, необходимо. Но играть нужно характер, а не символ эпохи.Меня поразил музей Курчатова, я увидел, как он жил, где работал. Как у него стоял рабочий стол, а у него их было несколько. Большое спасибо музею и лично Федосеевой Ирине Васильевне за эту возможность. Музей был закрыт, но я просто написал письмо и — о чудо, мне ответили. И то, что я увидел и услышал, я думаю, мне очень помогло.
Кадр из сериала «Берлинская жара» © Фото предоставлено пресс-службой Wink
Эпизод из сериала "Берлинская жара"
© Фото предоставлено пресс-службой Wink
Кадр из шпионского сериала "Берлинская жара"
© Фото предоставлено пресс-службой Wink
Сериал "Берлинская жара"
© Фото предоставлено пресс-службой Wink1. Кадр из сериала «Берлинская жара» © Фото предоставлено пресс-службой Wink 2.
Эпизод из сериала "Берлинская жара"
© Фото предоставлено пресс-службой Wink 3.
Кадр из шпионского сериала "Берлинская жара"
© Фото предоставлено пресс-службой Wink 4.
Сериал "Берлинская жара"
© Фото предоставлено пресс-службой Wink— В последнее время снимается все больше проектов на эту тему. Как думаете, почему?— Мы стоим на пороге большого кризиса, он ведь только начинается. И, боюсь, что не представляем себе до конца его масштабы и последствия. Нам всем, как детям, хочется закрыть глаза, чтобы, открыв их, мы увидели, что «бабайка» ушел. Но он не ушел, он с нами надолго и сунуть голову в песок не получится. Курчатов и его команда дали нам ядерный паритет. Только это остановило горячие головы и постепенно все вошло в некое равновесие. Мир действительно мог взлететь на воздух уже давно. И сейчас эта опасность все ближе. Поэтому кинематограф поднимает эту тему. Поэтому об этом нужно говорить. Чтобы у людей было не только прошлое, но и будущее.
Актер Даниил Страхов© Личный архив Даниила Страхова, фото Андрея Давыдчика— Вы замечаете какие-то положительные тенденции в современном российском кино?— Тенденции, скажем так, противоречивые. Безусловно, есть проекты достойные. Появляются новые режиссеры, которые начинают говорить со зрителем на непростые темы, хотя проекты должны окупаться, пока только так. Или хотя бы приближаться к тем цифрам, которые должны убеждать продюсера в том, что пора заканчивать развращать зрителя московским гламуром и «чтоб посмешнее». Но, с другой стороны, иногда кажется, что этот процесс уже необратим и вся индустрия катится в пропасть. Потому что происходит всеобщая деградация — сценариев, режиссуры, актерской игры, вообще всех цехов.
Актер Даниил Страхов© Личный архив Даниила Страхова, фото Олега Харламова— Вам больше нравится играть исторических персонажей, современных или необычных, как в «Гипнозисе»? Есть ли какой-то незакрытый актерский «гештальт»?— У меня никогда не было конкретного желания сыграть то или другое. Важен материал вкупе с тем, кто это делает и кто твой партнер, какая команда. Конечно, просчитать все на старте невозможно. И как раз просчитанные проекты, как правило, предсказуемы, да и просто скучны. Поэтому тут внутри что-то должно щелкнуть, что-то должно произойти. Часто ты не можешь сразу ответить на вопрос: почему ты это выбрал, а от того уклонился. Тут сложная арифметика, особенно когда ты понимаешь, что каждым отказом сокращаешь себе количество будущих предложений. Ведь отказ есть отказ, это всем неприятно. Тем не менее выбор — это часть работы. Актерская всеядность чаще всего — это тоже путь к деградации. Тема сложная — у всех своя жизнь, свой сюжет, свои заботы. Тем не менее я предпочитаю ставить на зеро. В частности, «Гипнозис» — в какой-то степени такой проект. Там было очень всего мало: денег и времени. Но было очень много желания — у режиссера и оператора — создать из этой истории свой мир. И ведь получилось, во многом вопреки. Это прекрасный пример того, что нужно идти своей дорогой. В этом смысл.
Кадр из сериала «Берлинская жара» © Фото предоставлено пресс-службой Wink 08:00 01.10.2025 (обновлено: 08:04 01.10.2025)
Источник: ria.ru