Император и бесогон российского экрана: все грани таланта Никиты Михалкова
Все грани таланта Никиты МихалковаЮлия Зачетова
В российском кинематографе немного фигур, столь же масштабных. Режиссер, актер, сценарист и обладатель "Оскара" — Никита Михалков создал уникальную вселенную, где история и личные драмы переплетаются с ностальгией по ушедшей России. Его фильмы — всегда событие, вызывающее и восхищение, и споры. О самых ярких работах мастера — в материале РИА Новости.
«Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974)
Кадр из фильма режиссера Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих», 1974. В роли есаула Брылова — Никита Михалков© РИА Новости / ПашвыкинПерейти в медиабанкПолнометражный дебют Михалкова — смелый эксперимент. Его называли «истерн» — восточный (или красный) вестерн. Действие происходило после Гражданской войны, а сюжет об ограблении поезда и поиске предателя среди бывших красноармейцев служил фоном для размышлений о потере товарищества и сложности выбора между «своими» и «чужими» в мирное время.«Раба любви» (1975)
Елена Соловей в роли Ольги Вознесенской в фильме "Раба любви"
© РИА НовостиПерейти в медиабанк
Кадр из фильма «Раба любви»© Мосфильм (1975)1.
Елена Соловей в роли Ольги Вознесенской в фильме "Раба любви"
© РИА НовостиПерейти в медиабанк 2. Кадр из фильма «Раба любви»© Мосфильм (1975)Идет 1917 год, съемочная группа пытается снять салонную мелодраму, пока вокруг бушует революция. Эта картина — дань уважения немому кино и одновременно рефлексия о судьбе искусства в эпоху исторических катаклизмов.
Режиссер Никита Михалков (второй слева) на съемках фильма «Раба любви»© РИА Новости / ПашвыкинПерейти в медиабанкЛента стала фактически манифестом ностальгии по утраченным ценностям.Героиня, актриса немого кино (Елена Соловей), влюбилась в оператора, оказавшегося подпольным большевиком. Фильм был высоко оценен как в СССР, так и за рубежом: в США он получил награду National Board of Review.«Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977)
Елена Соловей, Евгения Глушенко и Никита Михалков в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино»© РИА Новости / РИА НовостиПерейти в медиабанкФильм по мотивам «Безотцовщины» и ранних рассказов Чехова — о вечном ощущении упущенной жизни. В нем нет громких событий — есть тихий сюжет и грандиозная форма.Картина стала третьей режиссерской работой Михалкова и сразу утвердила его как мастера психологического ансамбля (сценарий был написан вместе с Александром Адабашьяном).
Кадр из фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино»© Мосфильм (1976)Премьера фильма состоялась в 1977-м. Он получил Гран-при Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне и стал одним из самых обсуждаемых проектов десятилетия. Критики писали, что Михалков сумел сделать Чехова кинематографическим, не театральным. Сегодня, спустя почти полвека, «Неоконченная пьеса» воспринимается как произведение вне времени. Здесь нет идеологии, только тончайший портрет людей, потерявших ориентиры.«Пять вечеров» (1978)
Кадр из фильма «Пять вечеров»© Мосфильм (1978)
Эпизод из фильма "Пять вечеров"
© Мосфильм (1978)1. Кадр из фильма «Пять вечеров»© Мосфильм (1978) 2.
Эпизод из фильма "Пять вечеров"
© Мосфильм (1978)Фильм снят по мотивам одноименной пьесы Александра Володина о встрече мужчины и женщины после многолетней разлуки из-за войны. Основная часть картины — в черно-белом варианте, подчеркивающем стилистику конца 1950-х. Лишь в самом последнем эпизоде появляется цвет. В ролях — Людмила Гурченко, Станислав Любшин, Александр Адабашьян, Валентина Теличкина и другие.«Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (1979)
Кадр из фильма «Несколько дней из жизни И. И. Обломова»© Мосфильм (1979)В этой работе Михалков исследовал русский характер через призму классического романа Гончарова. Его Обломов (Олег Табаков) — ленивый барин, чье неприятие суетного мира становится формой тихого протеста — лежа на диване. Режиссер не осуждает героя — скорее, любуется им, с пониманием показывает его философию жизни.«Очи черные» (1987)
На съемках фильма "Очи черные"
© РИА Новости / Виталий АрутюновПерейти в медиабанк
Никита Михалков на съемках фильма "Очи Черные"
© РИА Новости / Виталий АрутюновПерейти в медиабанк
Никита Михалков и кинооператор Франко Да Джакомо на съемках художественного фильма "Очи черные"
© РИА Новости / Виталий АрутюновПерейти в медиабанк
Режиссер Никита Михалков
© РИА Новости / В. БарановскийПерейти в медиабанк1.
На съемках фильма "Очи черные"
© РИА Новости / Виталий АрутюновПерейти в медиабанк 2.
Никита Михалков на съемках фильма "Очи Черные"
© РИА Новости / Виталий АрутюновПерейти в медиабанк 3.
Никита Михалков и кинооператор Франко Да Джакомо на съемках художественного фильма "Очи черные"
© РИА Новости / Виталий АрутюновПерейти в медиабанк 4.
Режиссер Никита Михалков
© РИА Новости / В. БарановскийПерейти в медиабанкЭтот фильм стал в свое время самым известным проектом Никиты Михалкова за пределами России. Вдохновленный рассказами Чехова, он был снят с итальянской командой и ориентирован на международного зрителя. Легендарный Марчелло Мастроянни, сыгравший русского романтика, получил приз за лучшую мужскую роль на Каннском кинофестивале и номинацию на «Оскар».«Урга — территория любви» (1991)
Кадр из фильма «Урга: Территория любви»© Aria (1991)Кинематографическая поэма, где частная история любви монгольских кочевников становится мощной метафорой столкновения традиционного уклада с неумолимым наступлением глобализации. Фильм, удостоенный «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля и номинированный на «Оскар», выходит далеко за рамки этнографической зарисовки, превращаясь в глубокое философское высказывание о природе человека, его связи с землей и трагической красоте уходящих эпох.«Утомленные солнцем» (1994)
Кадр из фильма «Утомленные солнцем»© Caméra One (1994)Жаркое лето 1936-го, дача и семья советского командира Котова, словно сошедшая с плаката о счастливой жизни. Атмосфера идиллии, созданная Никитой Михалковым, настолько плотная и достоверная, что зритель вместе с героями ощущает безмятежность тех дней. Вся фактура эпохи — от звуков патефона до деталей быта — воссоздана бережно и точно. Эту пастораль нарушает визит эксцентричного гостя Мити (Олег Меньшиков). Его веселая, почти клоунская игра постепенно снимает слои с прошлого, обнажая трагедию, в которой нет победителей.
Кадр из фильма «Утомленные солнцем»© Caméra One (1994)Фильм — словно медленное, но неумолимое сжатие петли, где солнечный свет становится метафорой обреченности.
Никита Михалков, обладатель приза американской киноакадемии «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм» за фильм «Утомленные солнцем», и его дочь Надя — исполнительница одной из главных ролей в фильме© РИА Новости / М. ГнисюкПерейти в медиабанкВ 1995 году картина была удостоена премии «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. «Сибирский цирюльник» (1998)
Никита Михалков в фильме "Сибирский цирюльник"
© Caméra One (1998)
Кадр из фильма «Сибирский цирюльник»© Caméra One (1998)
Эпизод из фильма "Сибирский цирюльник"
© Caméra One (1998)1.
Никита Михалков в фильме "Сибирский цирюльник"
© Caméra One (1998) 2. Кадр из фильма «Сибирский цирюльник»© Caméra One (1998) 3.
Эпизод из фильма "Сибирский цирюльник"
© Caméra One (1998)Российско-французско-итальянско-чешский художественный фильм Никиты Михалкова 1998 года. Слоган картины: «Он русский. Это многое объясняет». В ленте две сюжетные линии.
Первая — Россия, 1885-й, время правления императора Александра III. В страну приезжает иностранный изобретатель уникальной машины «Сибирский цирюльник» — Дуглас МакКрекен. В качестве поддержки он использует американскую авантюристку Джейн Кэлэген, которая, выдавая себя за его дочь, должна помочь проекту своими связями с российскими чиновниками. Но первым русским, познакомившимся с Джейн, случайно оказывается юнкер Андрей Толстой.
Вторая сюжетная линия — американский летний военный тренировочный лагерь, 1905 год. Один из воспитанников оказывается сыном Андрея Толстого и Джейн.«12» (2007)
Кадр из фильма «12»© Студия Тритэ (2007)
Эпизод из фильма "12"
© Студия Тритэ (2007)
Оператор фильма "12" Владислав Опельянц, актеры Сергей Гармаш, Михаил Ефремов и Виктор Вержбицкий, продюсер Леонид Верещагин, режиссер Никита Михалков, актеры Cергей Маковецкий и Сергей Газаров (слева направо) со специальным призом 64 Венецианского кинофестиваля "Золотой лев"
© РИА Новости / Олег ДьяченкоПерейти в медиабанк1. Кадр из фильма «12»© Студия Тритэ (2007) 2.
Эпизод из фильма "12"
© Студия Тритэ (2007) 3.
Оператор фильма "12" Владислав Опельянц, актеры Сергей Гармаш, Михаил Ефремов и Виктор Вержбицкий, продюсер Леонид Верещагин, режиссер Никита Михалков, актеры Cергей Маковецкий и Сергей Газаров (слева направо) со специальным призом 64 Венецианского кинофестиваля "Золотой лев"
© РИА Новости / Олег ДьяченкоПерейти в медиабанкСмелый эксперимент Михалкова — экранизация знаменитой драмы Реджинальда Роуза «12 разгневанных мужчин», перенесенная в контекст современной Чечни. Двенадцать присяжных, запертых в спортзале старой школы, решают судьбу чеченского подростка, обвиняемого в убийстве русского офицера. Фильм становится мощной и откровенной драмой идей, столкновением мировоззрений. Каждый из присяжных — герой со своими болями, предрассудками и травмами. Несмотря на неоднозначность самой идеи переноса сюжета в другое время и обстоятельства, картина оказалась успешной. Она получила «Золотого льва» Венецианского фестиваля, «Приз зрительских симпатий» в Карловых Варах, многочисленные российские кинонаграды, а также была номинирована на «Оскар» в 2008-м.В 2010-м вышла картина «Утомленные солнцем 2. Предстояние», а в 2011-м — «Утомленные солнцем 2. Цитадель».
Никита Михалков с Надеждой Михалковой на съемках фильма "Утомленные солнцем 2". Фото предоставлено компанией "Централ Партнершип"
© Централ ПартнершипПерейти в медиабанк
Никита Михалков в роли Котова в фильме "Утомленные солнцем 2". Фото предоставлено компанией "Централ Партнершип"
© Централ ПартнершипПерейти в медиабанк1.
Никита Михалков с Надеждой Михалковой на съемках фильма "Утомленные солнцем 2". Фото предоставлено компанией "Централ Партнершип"
© Централ ПартнершипПерейти в медиабанк 2.
Никита Михалков в роли Котова в фильме "Утомленные солнцем 2". Фото предоставлено компанией "Централ Партнершип"
© Централ ПартнершипПерейти в медиабанк«Солнечный удар» (2014)
Кадр из фильма «Солнечный удар»© Студия Тритэ (2014)В октябре 2014-го в Белграде (Сербия) состоялась мировая премьера этой картины. Фильм снят по мотивам двух произведений Ивана Бунина — рассказа «Солнечный удар» и дневников 1918-1920 годов «Окаянные дни». Лента о последних днях безымянного капитана разбитой армии Врангеля в фильтрационном лагере красных в ноябре 1920-го. Его периодически посещают видения давнего, мимолетного адюльтера из той поры, когда он был поручиком. Одновременно герой задается вопросом «кто виноват в произошедшем с Россией».Главные актерские работы в фильмах других режиссеров
Никита Сергеевич Михалков, актер© РИА Новости / Борис КауфманПерейти в медиабанк«Я шагаю по Москве» (1964, режиссер Георгий Данелия). Одна из самых ранних и ярких ролей Михалкова. Он сыграл обаятельного и беззаботного молодого человека Кольку, став символом новой, «оттепельной» эпохи в советском кино.
Кадр из фильма «Вокзал для двоих»© Мосфильм (1982)«Вокзал для двоих» (1982, режиссер Эльдар Рязанов). Михалков создал один из своих самых узнаваемых образов в советском кинематографе — Андрея, прагматичного и циничного, но в глубине души ранимого проводника поезда. Эта работа показала его мастерство в комедийном жанре.
Кадр из фильма "Жестокий романс" по мотивам пьесы Александра Островского "Бесприданница"
© РИА НовостиПерейти в медиабанк
Никита Михалков на съемках фильма «Жестокий романс»
© РИА НовостиПерейти в медиабанк1.
Кадр из фильма "Жестокий романс" по мотивам пьесы Александра Островского "Бесприданница"
© РИА НовостиПерейти в медиабанк 2.
Никита Михалков на съемках фильма «Жестокий романс»
© РИА НовостиПерейти в медиабанк«Жестокий романс» (1984, режиссер Эльдар Рязанов). Фильм по пьесе А. Островского «Бесприданница». Никита Михалков блестяще сыграл роль Сергея Паратова — харизматичного, но безнравственного барина, в котором сочетаются обаяние и внутренняя опустошенность.
Кадр из фильма «Жмурки»© Кинокомпания CTB / СТВ (2005)«Жмурки» (2005, режиссер Алексей Балабанов). У Никиты Михалкова — роль криминального авторитета. Этот персонаж — яркий пример самоиронии и готовности к актерским экспериментам.
Кадр из фильма «Статский советник»© Первый канал (2005)«Статский советник» (2005, режиссер Филипп Янковский). Михалков сыграл одну из главных ролей в остросюжетном детективе, картина побила в свое время российские кассовые рекорды.Трибуна «Бесогона»
Режиссер и актер Никита Михалков на чрезвычайном съезде Союза кинематографистов в Гостином Дворе© РИА Новости / Владимир ВяткинПерейти в медиабанкПрограмма «Бесогон ТВ» стала для Михалкова главной общественной трибуной. Это монолог-размышление, где он отстаивает традиционные ценности, суверенитет России и предлагает личную трактовку исторических и текущих событий. Кроме того, Никита Сергеевич в последние годы продюсировал создание таких популярных российских кинофильмов, как «Легенда № 17», «Движение вверх», «Экипаж», «Серебряные коньки», «Чемпион мира», «Праведник», «Пророк. История Александра Пушкина», «Кракен» и другие.
Президент Владимир Путин и председатель Российского Фонда Культуры, кинорежиссер Никита Михалков, награжденный золотой медалью ордена "Герой Труда России". 12 июня 2022
© РИА Новости / Евгений БиятовПерейти в медиабанк
Никита Михалков с женой Татьяной , сыном Артемом и внучкой Натальей на торжественном вечере, посвященном 100-летию Сергея Михалкова, в Большом театре
© РИА Новости / Алексей ФилипповПерейти в медиабанк
Президент ММКФ Никита Михалков с женой Татьяной и детьми Надеждой и Артемом на XXII Московском Международном кинофестивале
© РИА Новости / Дмитрий КоробейниковПерейти в медиабанк
Никита Михалков с дочерью Надеждой
© РИА Новости / Екатерина ЧесноковаПерейти в медиабанк1.
Президент Владимир Путин и председатель Российского Фонда Культуры, кинорежиссер Никита Михалков, награжденный золотой медалью ордена "Герой Труда России". 12 июня 2022
© РИА Новости / Евгений БиятовПерейти в медиабанк 2.
Никита Михалков с женой Татьяной , сыном Артемом и внучкой Натальей на торжественном вечере, посвященном 100-летию Сергея Михалкова, в Большом театре
© РИА Новости / Алексей ФилипповПерейти в медиабанк 3.
Президент ММКФ Никита Михалков с женой Татьяной и детьми Надеждой и Артемом на XXII Московском Международном кинофестивале
© РИА Новости / Дмитрий КоробейниковПерейти в медиабанк 4.
Никита Михалков с дочерью Надеждой
© РИА Новости / Екатерина ЧесноковаПерейти в медиабанкПеречисление всех званий, наград, общественных должностей Михалкова заняло бы не одну страницу. Но главное, что его творчество — это всегда вызов. Он не боится масштаба, глубины, сложных тем. В его фильмах есть и тонкая грусть, и драматическая страсть, и бескомпромиссный взгляд на трагические страницы истории и настоящего. И пока созданные им картины вызывают споры, можно быть уверенным: его искусство живо и продолжает говорить со зрителем на языке большого кино.
Режиссер и актер Никита Михалков © РИА Новости / Сергей ВенявскийПерейти в медиабанк 08:00 21.10.2025 (обновлено: 08:05 21.10.2025)
Источник: ria.ru